Беляев Александр. Прыжок в ничто

Беляев Александр «Прыжок в ничто»

Ключевые слова

Кто

Александр Романович Беляев (1884–1942) — русский и советский писатель-фантаст, очеркист, переводчик, драматург, классик отечественной фантастической и приключенческой литературы, один из самых известных русских фантастов в мире, основная часть творческого наследия писателя вошла в золотой фонд жанровой литературы.

Что. Когда

Научная фантастика о путешествии на космическом ковчеге и попытках выжить на другой планете. Впервые роман был издан в 1933 году в издательстве «Молодая гвардия». Предисловие к нему написал известный советский учёный, автор работ по межпланетным сообщениям, профессор Н.А. Рынин (1877–1942).

О чём

По заказу сильных и богатых мира сего гениальный учёный, инженер Лео Цандер строит гигантский звездолёт — эдакий космический ковчег.  На этом корабле избранные, опасаясь надвигающейся мировой революции, покидают Землю, чтобы найти новый дом на другой планете. Во время полёта выясняется, что почти весь экипаж корабля — агенты революционных сил. В результате противостояния пассажиров и экипажа, корабль получает серьёзные повреждения и вынужден совершить посадку на Венере, где обнаруживаются богатая растительность и животный мир. Путешественники приступают к колонизации планеты. Но социальный конфликт, вспыхнувший на корабле, не угас и в новом мире: звездоплаватели разделяются на два противоборствующих лагеря — плебсов и пассажиров… 

Роман «Прыжок в ничто» (1933)  —  одно из первых в мировой научной фантастике обращений к ставшей популярной в послевоенной фантастике теме «космических ковчегов». Беляев очень удачно соединил в рамках одного романа социальный памфлет, космические приключения и научно-познавательный материал. Кроме того, роман, как и многие произведения Беляева, буквально напичкан не только научными прозрениями, но и социальными предвидениями — вплоть до почти точных дат: война между США и Японией в Тихом океане, ракетная бомбардировка городов Европы…

Интересные факты

Прототипом немецкого инженера Лео Цандера послужил знаменитый советский учёный Фридрих Артурович Цандер.

Роман вызвал большой интерес основателя космонавтики К.Э. Циолковского (1857–1935). Между писателем и учёным завязалась переписка, и А.Р. Беляев серьёзно переработал роман: по замечаниям К.Э. Циолковского были исправлены научные неточности, одновременно с этим автор убрал лишние популяризаторские длинноты и расширил приключенческую часть. Второй переработанный вариант романа вышел в том же издательстве в 1935 году с предисловием К.Э. Циолковского и послесловием Н.А. Рынина. Новое издание Беляев снабдил посвящением великому калужскому мечтателю, на что сам Константин Эдуардович откликнулся следующим образом: «Что же касается до посвящения… мне, то я считаю это Вашей любезностью и честью для себя». Известно, что в конце 1930-х Александр Романович работал над книгой о жизни и работе К.Э. Циолковского, но, к сожалению, рукопись незаконченной книги погибла вместе с архивом Беляева в годы войны. В 1936 году вышло третье молодогвардейское издание, а в 1938 году роман был переиздан с послесловиями Н.А. Рынина и Я.И. Перельмана в хабаровском «Дальгизиздате». Причём, оценки двух видных учёных и популяризаторов науки порой резко расходятся. Рынин, подлинный романтик межпланетных путешествий и горячий поклонник фантастики, составитель уникального каталога космической фантастики, пишет: «Из всех известных мне рассказов, оригинальных и переводных, на тему о межпланетных сообщениях роман А.Р. Беляева мне кажется наиболее содержательным и научным. Конечно, возможно лучшее, но, однако, пока его нет». Автор же второго послесловия, к слову тоже не чуждый сочинительству фантастических историй, резок и категоричен: «Никак нельзя признать новый роман Беляева сколько-нибудь ценным обогащением советской научно-фантастической литературы. Родина Циолковского вправе ожидать появления более высококачественных произведений научной фантастики, трактующих проблему межпланетных сообщений».

Многие критики считают, что литературным толчком для написания книги могла послужить пьеса «Мистерия-Буфф» (1918) Владимира Маяковского, где так же капиталисты, спасаясь от мировой революции, строят гигантский «ковчег» (правда, не космический, как у Беляева), на котором пытаются спастись семь пар представителей высшего общества и семь пар «нечистых», т.е. простолюдинов, необходимых для обслуживания «ковчега».

В романе содержатся 78 научных идей и прогнозов, из которых 45 уже осуществились.

Электронная книга

Текст | Аудио