Словарь фантастических понятий и терминов


Абсурдистская фантастика

Особый стиль создания текстов, для которого характерны гротескная демонстрация нелепости, комизма привычных правил и законов. Приёмы абсурдизма нередко используются в социально заострённых произведениях.

Аллегорическая фантастика

Произведения, основанные на аллегорическом методе, предполагающем другие уровни смыслов, кроме буквального. Для АФ характерно обращение к библейским мотивам, притчевость повествования.

Альтернативная география

Поджанр фантастики, в основе которого лежит «предположение», что земной шар в прошлом или условном настоящем имел или имеет другую географию — например, иные очертания континентов или вовсе их отсутствие. 

Альтернативная история

Варианты названия: историко-альтернативная фантастика

Жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов пошла по другому пути. В основе произведений АИ лежит вопрос «Что было бы, если?..»: «Что было бы, если бы фашистская Германия победила во Второй мировой войне?», «Как изменилась бы карта мира, если бы на Луну первыми высадились советские космонавты?» и т. д. К альтернативной истории примыкают такие жанры, как паропанк (он же — стимпанк), альтернативная география, дизельпанк, а также произведения про «попаданцев». Тесное родство с АИ обнаруживают и такие жанры, как «историческая фантастика» и «историческое фэнтези».

Антиутопия

Варианты названия: дистопия, какотопия, роман-предупреждение

Жанр фантастики и направление философской мысли. Изображение нежелательного (с точки зрения автора) развития общества, «социально негативного мира». Является противоположностью утопии, т.е. идеального общества, «мира, в котором хотелось бы жить». Произведения антиутопии появились ещё в литературе XVIII века, но расцвет жанра произошёл в ХХ веке. Классические произведения — «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Разновидностью антиутопии является «роман-предупреждение», высвечивающий опасные тенденции в современном обществе, которые могут иметь негативные последствия в будущем.

Боевая фантастика

См. «Военная фантастика»

Вестерн фантастический

Жанр приключенческой фантастики, для которого характерно перенесение элементов вестерна в фантастический антураж, либо внедрение фантастических элементов (например, новых технологий) в антураж Дикого Запада. Нередко вестерн оказывается «движущей силой» внутри жанра «космическая опера». Также элементы вестерна часто встречаются в произведениях паропанка. Наибольшее распространение жанр получил в кинематографе (кинофраншиза «Звёздные войны», сериалы «Светлячок», «Мандалорец» и др.).

Военная фантастика

Жанр фантастики, описывающий вымышленные войны будущего или войны альтернативной реальности. Жанр начал формироваться на рубеже XIX–XX вв. во многом под влиянием напряжённой политической обстановки в мире. Произведения того времени описывали вероятные войны ближайшего будущего между странами-антагонистами и позже получили название «военно-утопический роман», «оборонная фантастика». Во второй половине ХХ века тематика жанра расширилась, сюжеты произведений уже не ограничены локальными войнами на Земле. В большинстве своём современная военная фантастика это микс НФ и боевика, в связи с чем нередко используется термин «военно-боевая фантастика».

Географическая фантастика

Разновидность приключенческой фантастики, повествующей о научном (как правило) путешествии героев, которые в процессе совершают географические открытия или «удивляют читателя» малоизвестной ему информацией о тех или иных местах нашей планеты. К этому поджанру относится большая часть произведений Жюля Верна, фантастико-приключенческие романы Артура Конан-Дойля, книги Владимира Обручева и др.

Героическое фэнтези

Поджанр фэнтези, известный также, как «Меч и магия», или «Меч и колдовство» (хотя некоторые критики предпочитают разделять эти жанры, признавая их родство). В известном смысле это рыцарский роман в антураже фэнтези. Это истории о физически сильных, мужественных героях-одиночках, вовлечённых в опасные приключения. В 1961 году американский писатель-фантаст Фриц Лейбер предложил для такой литературы термин «Меч и колдовство». 

Городское фэнтези

Направление фэнтези, основанное на использовании городской мифологии. Сюжет, как правило, разворачивается в настоящем времени в городской среде и связан с «вторжением» в привычную, реальную жизнь чудесного, аномального, волшебного (например, прибытие свиты Воланда в реальную Москву 1920-х в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). Часто в произведениях ГФ обнаруживаются черты других жанров — детектива, романа ужасов, мистики, романтической прозы и даже научной фантастики. Иногда городское фэнтези называют «сказкой для взрослых» или «городской сказкой».

Гуманитарная фантастика

Варианты названия: мягкая научная фантастика, лирическая фантастика

Поджанр научной фантастики. В противовес «твёрдой» НФ, базирующейся на теориях точных наук, произведения ГФ опираются на гуманитарные науки — психологию, социологию, филологию, антропологию… Для гуманитарной, или мягкой, фантастики внутренний мир человека важнее влияния научных открытий на общество. 

Дизельпанк

Поджанр альтернативной истории, описывающий общество, находящееся на уровне технологий середины XX века.

Историческая фантастика

Разновидность фантастики и исторической прозы. В произведениях ИФ сюжет разворачивается на фоне реальных исторических событий. По сути это просто исторический или авантюрно-исторический роман, но где автор имеет возможность более свободно оперировать историческими событиями и героями. Внутри исторической фантастики различают поджанры — альтернативная история (историко-альтернативная фантастика), криптоистория и др. При этом вовсе не обязательно произведения ИФ предлагают альтернативную картину истории. К ИФ примыкают многие произведения о путешествиях во времени, в которых герои попадают в прошлое.   

Киберпанк

Жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Произведения киберпанка изображают чаще всего антиутопический мир будущего, в котором информационные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект и киборгизация сочетаются с неограниченным государственным контролем за обществом, либо, наоборот, разложением государственных институтов, клептократией в сочетании с доминированием транснациональных корпораций, социального неравенства.

Корабль поколений

Гигантский звездолёт типа «космического ковчега», предназначенный для длительного межзвёздного путешествия на досветовой скорости. Такой корабль может находиться в пути сотни или тысячи лет, поэтому конечной цели путешествия достигнут лишь потомки первых обитателей корабля. Впервые концепция корабля поколений была озвучена в 1929 году в эссе Джона Бернала «Мир, Плоть и Дьявол: исследование будущего трёх врагов рациональной души». Идею подхватили писатели-фантасты, и со временем корабль поколений стал обозначать не только тип звездолёта, но и целый поджанр научной фантастики.

Космическая опера

Один из самых популярных жанров фантастики, который вобрал в себя элементы не только научной фантастики, но и фэнтези, рыцарского романа, авантюрно-приключенческой прозы и мелодрамы. Сам термин изначально содержал негативную коннотацию и обозначал низкосортные коммерческие тексты о космических приключениях и звёздных войнах. В обиход это понятие в 1941 году запустил американский критик Уилсон Такер, едко заметив в одной из своих статей: «Если слезливое чтиво для домохозяек называют „мыльной оперой”, то халтурную жвачку про космолёты и спасателей миров можно смело называть „космической оперой”».  Одна из отличительных черт космооперы — игнорирование научной достоверности. Особенно это относится к произведениям раннего периода, в которых легко сочетались футуристические и архаические элементы антуража — например, космические корабли и поединки на мечах, ядерные технологии и феодальная социальная структура и т. п. Распространённые признаки космической оперы — масштабные космические войны, звёздные империи и королевства, мгновенные перемещения на немыслимые космические расстояния с нарушением всех законов физики… Однако во второй половине ХХ века жанр «повзрослел», породив множество направлений, в том числе «интеллектуальную космическую оперу», приёмы жанра успешно используют в своём творчестве признанные интеллектуалы НФ — Дэн Симмонс, Вернор Виндж, Йен Бэнкс, Сэмюэль Дилэни, Фрэнк Герберт и др. 

Космический ковчег

См. «Корабль поколений»

Красный Пинкертон

Субжанр советской авантюрной прозы 1920–1930 гг., представлявшей собой микс шпионского детектива и научной фантастики. Во многом произведения КП имели пародийный посыл по отношению к т.н. «пинкертоновщине» — распространённых на рубеже XIX–XX вв. дешёвых брошюрок с рассказами о приключениях сыщиков Ната Пинкертона, Ивана Путилина и др. Вдохновителем жанра и изобретателем термина стал Николай Бухарин, в 1923 году призвавший советских писателей создать приключенческую литературу в духе Пинкертона для пропаганды революционных идей. Некоторые произведения КП стали классикой отечественной авантюрной литературы — «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого, «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян, «Трест Д.Е.» Ильи Эренбурга и др.

Лингвистическая фантастика

Поджанр научной фантастики. Это произведения, «в основе которых лежат вымышленные языки, являющиеся центральным, онтологически и аксиологически важным фантастическим допущением» (В.В. Скворцов), либо существующие лингвистические теории. Иначе говоря, движущей силой сюжетов ЛФ является язык, писатель исследует человека и общество через коммуникативные функции.

Лирическая фантастика

См. «Гуманитарная фантастика»

Литература ужасов

Варианты названия: роман ужасов, хоррор, ужастик

Жанр современного искусства, который «шокирует или даже пугает читателя, или, возможно, вызывает чувство отвращения и антипатии» (Дж. А. Куддон). Для произведений хоррора характерно создание пугающей атмосферы. Часто источником страшного служит аномальное, сверхъестественное явление, но это не обязательно. Истории о страшном — одни из древнейших в литературе.

Магический реализм

Художественный метод, в котором мистические элементы включены в реалистическую картину мира. В произведениях, относимых к магическому реализму, фантастические элементы могут быть внутренне противоречивыми, но никогда не объясняются. Термин введён в обиход немецким критиком Францем Рохом. Наибольшего расцвета метод достиг в произведениях латиноамериканских писателей Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара, Габриэля Гарсиа Маркеса и др. Из русской литературы к магическому реализму примыкают фантастические произведения Николая Гоголя, Михаила Булгакова, Владимира Орлова, Виктора Пелевина и др.   

Научная фантастика

Направление в литературе, кино, изобразительном и других видах искусства, одна из основных разновидностей фантастики. НФ основывается на фантастических допущениях в области науки, включая как точные, так и естественные и гуманитарные дисциплины, описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативное развитие истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество. Важной особенностью НФ является стремление дать рациональное, научно достоверное объяснение миру.

Научное фэнтези

Поджанр фантастики, для которого характерно соседство и взаимное влияние научной фантастики и фэнтези в рамках одного сюжета: в НФ проникают элементы иррационального — мистики, волшебства (соседство звездолётов и чародеев в одном сеттинге), а в фэнтези происходит процесс рационализации, когда магия из категории чуда переходит в категорию науки. Близкое к научному фэнтези направление — Технофэнтези, где технологии и магия существуют параллельно внутри одного сюжета.

Паропанк

Варианты названия: стимпанк

Поджанр альтернативной истории, посвящённый описанию обществ, в которых превалируют технологии конца XIX— начала XX веков (паровые машины, дирижабли).

Планетарная фантастика

Поджанр научной и приключенческой фантастики. К понятию ПФ относят, с одной стороны, произведения, действие которых разворачивается на планетах Солнечной системы, а с другой (и чаще всего) — произведения, в которых большая часть событий — это приключения на экзотических планетах, населённых, как правило, не менее экзотическими аборигенами («Марсианский цикл» Эдгара Берроуза) или земными колонистами.

Попаданцы и попаданство

Распространённый приём для произведений научной фантастики и фэнтези, связанный с внезапным переносом героя («попаданца») в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир, в мир видеоигры и т.д. Иногда герой переносится в своём теле, но чаще его сознание переносится в тело обитателя прошлого или другого мира. Сюжет в подобных книгах строится на взаимодействии главного героя и мира, в котором он оказался. Герой может адаптироваться к миру, спасать его, стремиться к возвращению или же менять под себя. Одно из первых «попаданских» произведений — роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Часто «попаданство» заходит на территорию историко-альтернативной фантастики, но в данном случае альтернативный ход истории формирует попавший в прошлое герой из будущего. Не следует путать «попаданство» с близким направлением — хронооперой, или темпоральной фантастикой, где описывается намеренное воздействие человека на прошлое с целью изменения настоящего.

Постапокалипсис и постапокалиптика

Поджанр фантастики, описывающий перипетии выживания людей в мире после глобальной катастрофы (ядерная война, вторжение инопланетян или зомби, глобальная пандемия и т. п.).

Ретрофутуризм

Жанр фантастики, который описывает мир будущего, базирующегося на технологиях, элементах быта, моде, эстетике прошлого или настоящего, которые в реальном мире, как правило, вышли или выйдут из употребления. Иначе говоря, это будущее, «глазами людей из недавнего прошлого». Большое распространение ретрофутуризм получил в изобразительном искусстве, рекламе и в электронной музыке.

Робинзонада

Поджанр приключенческой и фантастической литературы, который, отталкиваясь от романа Дениэля Дефо «Робинзон Крузо», описывает перипетии выживания человека или группы людей на необитаемом острове или необитаемой (впрочем, не всегда необитаемой) планете.

Роман-предупреждение

См. «Антиутопия»

Романтическое фэнтези

Поджанр фэнтези, описывающий историю с использованием элементов и условностей рыцарского романа и любовной прозы.

Ромфант

Субжанр романтического фэнтези, вызревший в начале XXI века и ориентированный в основном на женскую аудиторию. По сути это авантюрно-любовный сентиментальный роман в антураже фэнтезийной реальности и, часто, с юмористической начинкой. 

Сатирическая фантастика

Разновидность фантастики, для произведений которой характерно использование таких комических средств, как сарказм, ирония, гротеск и пародия для высмеивания или обличения явлений (меркантильность, самодурство, бюрократия и т. д.). Яркий пример сатирической фантастики в отечественной литературе — «Сказка о Тройке» А. и Б. Стругацких.

Сказочная фантастика

См. «Фэнтези»

Славянское фэнтези

Варианты названия: Русское фэнтези

Поджанр фэнтези, произведения которого опираются на славянскую мифологию, фольклор и идеи славянского язычества. Это проза, как правило, сказочно-мифологического характера с выраженным приключенческим сюжетом. Отсылок к фольклору в СФ, как правило, гораздо больше, чем в других направлениях фэнтези. Истоки современного СФ обнаруживаются в волшебно-богатырских повестях русских писателей конца XVIII века: М.Д. Чулкова, М.И. Попова, В.А. Лёвшина, а также в романах А.Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1834). К этому поджанру можно отнести также поэму «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, повести Н.В. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также «Вий» и др. Окончательное формирование СФ произошло уже на рубеже XX–XXI вв.  

Социальная фантастика

Поджанр научной фантастики, основанный на анализе социальной проблематики реальности и её экстраполяции в будущее: как те или иные болевые точки современного общества отразятся на жизни людей в дальнейшем. Иначе говоря, предметом творческого исследования СФ является не научное открытие, а последствия этого открытия для жизни социума, а в центре внимания писателя — взаимоотношения не человека с человеком, а человека и общества. Часто социальная фантастика использует приёмы сатиры и романа-предупреждения.  

Стимпанк

См. «Паропанк»

«Твёрдая» научная фантастика

Поджанр научной фантастики, к которому принято относить произведения, основанные на научных гипотезах из сферы естественных наук, уделяющие существенное внимание вопросам науки и техники.

Темпоральная фантастика

См. «Хроноопера»

Технофэнтези

См. «Научное фэнтези»

Тёмное фэнтези

Поджанр, который балансирует на стыке фэнтези и готической литературы. В отличие от традиционного фэнтези, где разворачивается битва между Добром и Злом, в тёмном фэнтези Зло, как правило, уже победило, и его проявления в мире воспринимаются как дело обычное.

Утопия

Жанр фантастики и направление философской мысли. Изображение идеального (с точки зрения автора) общественного строя в воображаемом будущем, в условном или альтернативном прошлом (пассеистическая утопия), в вымышленной реальности или на другой планете. Неологизм «утопия» впервые был введён английским философом и писателем Томасом Мором в его трактате «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». 

Фантастика

Творческий метод в литературе, кино, изобразительном и других видах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, остранения, чуда, нарушением границ реальности. Современная фантастика включает в себя большое количество жанров и поджанров, в том числе такие, как научная фантастика, фэнтези, магический реализм, альтернативная история, киберпанк, антиутопия, утопия и многие другие. Считается, что понятие «фантастика», или «фантастическая литература», применительно к литературным произведениям первым ввёл в обиход французский писатель-романтик Шарль Нодье, опубликовав в 1830 году статью-манифест «О фантастическом в литературе».

Фантастика меча и магии

см. «Героическое фэнтези»

Фантастический детектив

Поджанр научной фантастики, фэнтези и хоррора, для которого характерно использование элементов детективной литературы (расследование преступления) в антураже фантастического сюжета. По определению исследователя детективной литературы В.М. Разина, особенностью фантастического детектива является двойная логика в произведениях — детективная и фантастическая, а также двойная роль героев — следователей и учёных. 

Философская фантастика

Разновидность фантастики, в которой наиболее выпукло проявлены онтологические вопросы, притчевость, метафоричность высказывания и рефлексия.

Фэнтези

Направление фантастики в литературе, кино, изобразительном и других видах искусства. Произведения фэнтези базируются на мифологических и сказочных мотивах, переосмысленных авторами. Истоки фэнтези берёт в литературной (авторской) сказке. Формирование современного облика фэнтези произошло в ХХ веке. Большое влияние на жанр оказали такие писатели, как Джон Р.Р. Толкин, Клайв Стейплз Льюис. 

Произведения фэнтези близки к историко-приключенческому роману, действие, как правило, происходит в вымышленном мире, близком к Средневековью. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится дать рациональное объяснение миру, в котором разворачивается сюжет произведения. Для этого мира естественно существование магии, богов, мифических существ и т.д. В отличие от сказок (в том числе литературных), чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире.

Современное фэнтези имеет множество поджанров и часто взаимодействует с другими жанрами фантастики. Распространённые жанры: героическое фэнтези, юмористическое (ироническое) фэнтези, славянское фэнтези, историческое фэнтези, технофэнтези, научное фэнтези, эпическое фэнтези, тёмное фэнтези, городское фэнтези и др.

Иногда применительно к фэнтези используют термин «сказочная фантастика».

Хоррор

См. «Литература ужасов»

Хроноопера и Хронофантастика

Поджанр фантастики, рассказывающий о путешествиях во времени.

Эпическое фэнтези

Поджанр фэнтези, произведения которого отличаются грандиозным масштабом сюжетных событий и многотомностью. Считается, что начало этому самому распространённому направлению фэнтези положила сага Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец».

Юмористическая фантастика

Поджанр научной фантастики и фэнтези, использующий юмористическую форму при описании событий, разворачивающихся в произведении. Диапазон художественных приёмов ЮФ достаточно широк, и в произведениях поджанра можно встретить элементы пародии и сатиры. В советской литературе для определения ЮФ также бытовал ироничный термин «Ненаучная фантастика»