Ключевые слова
Кто
Александр Романович Беляев (1884–1942) — русский и советский писатель-фантаст, очеркист, переводчик, драматург, классик отечественной фантастической и приключенческой литературы, один из самых известных русских фантастов в мире, основная часть творческого наследия писателя вошла в золотой фонд жанровой литературы.
Что. Когда
Приключенческая научная фантастика. Первые главы «Человека-амфибии» появились в январском номере московского журнала «Вокруг света» за 1928 год, а последние — в тринадцатом номере того же года. В том же году роман дважды выходит отдельной книгой, а в 1929 году появляется и третье издание «Человека-амфибии» (в 1938 году вышло последнее прижизненное издание романа) — такой издательской активности отечественная фантастика ещё не знала.
О чём
Роман «Человек-амфибия» (1928) — подлинная классика отечественной жанровой литературы, без малого век вызывающая неослабевающий читательский интерес. Редкий случай, когда и язык, и сюжет, и идейная составляющая продолжают сохранять актуальность для читателя. Самый известный роман Александра Романовича Беляева прочно вошёл в золотой фонд отечественной литературы и переведён почти на все языки мира.
Гениальный аргентинский хирург Сальватор в своём закрытом от посторонних глаз поместье проводит загадочные опыты по пересадке органов. Однажды местные индейцы, которым Сальватор бесплатно оказывал медицинскую помощь, приносят смертельно больного мальчика — его лёгкие слишком слабы. Хирург пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Так на свет появляется Ихтиандр — человек-амфибия. Захватывающая и пронзительная история о любви, предательстве, ответственности учёного за своё открытие, ловцах жемчуга и морских приключениях.
Интересные факты
К моменту завершения журнальной публикации романа тираж «Вокруг света» увеличился с 200 000 до 250 000 экземпляров.
У доктора Сальватора был реальный прототип. На это в предисловии к роману указывал сам писатель: «Профессор Сальватор — не вымышленное лицо, так же как не вымышлен и его процесс. Этот процесс действительно происходил в Буэнос-Айресе в 1926 году и произвел в свое время не меньшую сенсацию в Южной и Северной Америке, чем так называемый “обезьяний процесс” в Дейтоне… В последнем процессе, как известно, обвиняемый — учитель Скопс оказался на скамье подсудимых за преподавание в школе “крамольной” теории Дарвина. Сальватор же был приговорен верховным судом к долгосрочному тюремному заключению за святотатство, так как “не подобает человеку изменять то, что сотворено по образу и подобию божию”. Таким образом, в основе обвинения Сальватора лежали те же религиозные мотивы, что и в “обезьяньем” процессе. Разница между этими процессами только в том, что Скопс преподавал теорию эволюции, а Сальватор как бы осуществлял эту теорию на практике, искусственно преобразовывая человеческое тело. Большинство описанных в романе операций действительно были произведены Сальватором…»
У романа был и литературный «прототип». Задолго до Ихтиандра «появился на свет»… Иктанер, персонаж романа «Иктанер и Моизета» забытого ныне французского беллетриста Жана де Ла Ира. Роман этот был переведён на русский язык в 1911 году. Научно-фантастическая идея действительно схожа с «Человеком-амфибией»: талантливый ученый Оксус пересаживает жабры акулы человеку. Но на этом общность двух романов и заканчивается. Попытки обвинить Беляева в плагиате — несостоятельны. Советским фантастом позаимствована научная идея (ну, и отчасти, как вы заметили, имя героя), на основе которой было создано принципиально новое по художественному наполнению, по социальному и научному звучанию произведение.
Критики 1920–1930-х годов часто критиковали книгу за её оторванность от «социальной повестки». Любопытно, что в журнальном варианте была целая глава, в которой описывалось участие Ихиандра в революционном движении в роли диверсанта-подрывника. При подготовке книжного издания А.Р. Беляев вычистил из текста всю околореволюционную шелуху.
«Человек-амфибия» — первый «официальный» прозаический бестселлер советской литературы. В 1930 году московский журнал «Вокруг света» опубликовал читательскую анкету, в которой надо было назвать самые популярные произведения жанровой литературы, вышедшие на русском языке за последние пять лет. С колоссальным отрывом (фактически в одиночестве) победил роман Александра Беляева.
На редкость удачной оказалась и киносудьба романа — одноимённый фильм 1961 года стал своего рода рекордсменом советского кинопроката — 65,5 млн зрителей! Рекорд этот, кстати, в СССР так и не был побит.
После искусственного замалчивания имени писателя в 1940-х — начале 1950-х годов именно с этого романа началось возвращение Беляева к читателю.
Экранизации
1961 — Человек-амфибия (СССР)
2004 — Человек-амфибия: Возвращение Морского дьявола (Россия)
2015 — Последний человек Атлантиды (Россия)