Название на языке оригинала
The Maracot Deep
Ключевые слова
Кто
Сэр Артур Конан Дойл (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 1859–1930) — английский писатель, классик детектива, приключенческой литературы и научной фантастики, создатель знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Едва ли меньшим успехом пользовались и пользуются до сих пор его фантастико-приключенческие произведения о путешествиях в экзотические места планеты.
Что. Когда
Приключенческая фантастика о тайнах океанских глубин. Роман публиковался с продолжением в популярном иллюстрированном журнале Stand Magazine в 1927–1929 гг., в 1929 году вышел отдельной книгой. В 1928 году частично был переведён на русский язык.
О чём
Профессор Маракот со своими спутниками — биологом Сайресом Хедли и механиком Биллом Сканлэном — в специально построенной батисфере опускаются в глубоководную впадину где-то южнее Канарских остров. На дне океана они открывают древний затонувший город, населённый потомками атлантов. Атланты не только знакомят исследователей с историей своей погибшей страны, но и помогают им вернуться в надводный мир с помощью шаров, наполненных лёгким газом.
Это роман об идеальном государстве, в котором люди счастливы и равны. О способности человека с помощью науки обжить любые самые странные и неудобные для жизни места. О вечных мистических ужасах, часто мешавших и до сих пор мешающих людям строить действительно счастливую свободную жизнь.
Интересные факты
В последних главах романа (опубликованных в России только в 1990 году) описана встреча профессора Маракота и его спутников в одном из заброшенных подводных храмов со зловещим «Владыкой Тёмной стороны» — бессмертным, всемогущим, пытающимся уничтожить потомков атлантов. С помощью мистических сил (увлечение самого Конан Дойля) профессор Марокот изгоняет прочь страшное воплощение зла. «Я властвую над скопищем черни, — восклицает при этом Владыка Тёмной стороны. — Я всюду, где затевают чёрное дело. Я был с гуннами, когда они превратили в развалины пол-Европы. Я был с сарацинами, когда они именем веры подняли на мечи всех непокорных. Я вышел из дому в Варфоломеевскую ночь. Я поощрял работорговлю. Это мой шепоток обернулся кострами для десятка тысяч сморщенных старух, которых дурачьё именовало ведьмами. Это я в образе закопчённого верзилы вёл парижскую чернь по залитым кровью улицам. Славные были времена, но не сравнишь с недавними в России. Вот оттуда я сейчас явился».
Экранизации
1979 — Этот фантастический мир. Вып. 2: ТВ-цикл (СССР)